Сунь Лутан
Сунь Лутан (Сунь Фуцюань) (1861 - 1932) по прозвищу "Объемлющий безыскусность" - человек-легенда, человек-загадка, мудрец, философ и каллиграф, один из самых величайших мастеров за всю историю китайского ушу, приобщился к ушу случайно. Долгое время он изучал у Ли Куйюаня классическую китайскую литературу и однажды узнал, что его учитель - один из носителей "истинной традиции" синъицюань.
Сунь попросил показать ему несколько базовых упражнений для укрепления здоровья, не рассчитывая на большее. Никто и не предполагал, что эта маленькая просьба приведет к рождению великого мастера и теоретика ушу. Вскоре Сунь превзошел своего наставника, и тот отвел его к Го Юньшэню, передавшему Сунь Лутану тайные разделы синъицюань. После этого Сунь обучался багуачжан у известного мастера Чэн Тинхуа - личного ученика Дун Хайчуаня, прозванного "Непобедимая кобра". В 50 лет неугомонный ученик занялся тайцзицюань семьи У и на основе совмещения тайцзицюань и синъицюань создал стиль Сунь тайцзицюань. В этом стиле сочетались плавные округлые движения тайцзицюань и приставной шаг (хобу) из синъицюань. Первоначально сам Сунь Лутан не считал свое детище за отдельный стиль, а рассматривал его как вспомогательное упражнения в синъицюань для развития внутренних энергетических способностей и налаживания здоровья. Но сегодня стиль Сунь тайцзицюань преподается отдельно в качестве самостоятельного направления - это одна из пяти крупнейших школ тайцзицюань.

До сих пор во многих школах синъицюань можно услышать самые необыкновенные истории о великом мастере Суне. Одна из них относится к тому периоду, когда в Китае становилось все заметнее японское влияние, а Манчжурия оказалась под контролем японцев. Осенью 1930 г. группа японских бойцов прибыла в Шанхай, задавшись целью поколебать славу Сунь Лутана, о котором были наслышаны даже в стране Восходящего солнца. Шесть японцев собирались сражаться с престарелым Сунь Лутаном по очереди, но тот предложил иную форму поединка. В то время существовал обычай ограждать помост для поединков - лэйтай - каменными резными скамьями. Один из японцев, подпрыгнув, так ударил ногой в скамью, что она отлетела на несколько метров. Сунь Лутан, усмехнувшись, сказал: "Раз у вас такая сила, то давайте будем сражаться. Но сначала проведем испытание. Я лягу на спину, два человека будут держать меня за ноги, два - за руки, один - за голову, а один будет считать. Если на счет "три" я не сумею встать на ноги, то считайте, что вы выиграли". Пятеро японцев прижали Сунь Лутана к земле, а шестой подал команду. Внезапно по телу мастера пробежала волна, какая-то странная сила откинула японцев назад, а Сунь Лутан вскочил на ноги. Старый мастер применил один из самых закрытых приемов синъицюань - "тело странника среди восьми триграмм". Пристыженные японцы, извинившись, удалились. Через два года 72-летний Сунь Лутан снова состязался с японцами. Мастер джиу-джитсу Итагани бросил вызов китайской знаменитости, в душе надеясь, что старик откажется от боя. Даже многие поклонники Сунь Лутана не верили, что мастер примет вызов, но бой состоялся. Любитель боевых парадоксов Сунь Лутан и здесь остался верен себе. Он предложил Итагани лечь вместе с ним на пол, затем по команде вскочить и начать поединок. Когда по команде противники поднялись, Итагани заметил, что старый Сунь значительно опередил его. Сунь Лутан, усмехнувшись, не стал использовать свое преимущество, подождал, пока Итагани окончательно встанет на ноги, и только после этого начал действовать. Прежде всего он несильно нажал пальцем куда-то в область плеча японца, и тот почувствовал, как замедлилась его реакция. Он видел передвижения Сунь Лутана, но ничего не мог поделать, ему казалось, что все происходит во сне. Двигаясь по кругу, Сунь, окончательно дезориентировал противника, и Итагани понял, что не успеет прикрыться даже от самого легкого удара. Потрясенный таким мастерством, гордый японец сдался и предложил Сунь Лутану 20 тыс. юаней - огромные по тем временам деньги - за то, чтобы тот взял его к себе в ученики. Китайский мастер ответил: "Не стоит говорит о 20 тысячах. Даже если бы речь шла о 200 тысячах, я все равно бы не стал обучать японца".

Сунь Лутан оставил после себя замечательные труды, чтение которых доставляет поистине эстетические наслаждение: "Учение багуачжан", "Учение синъицюань", "Учение тайцзицюань", "Истинное описание смысла кулачного искусства". Ни до него, ни после не было другого мастера ушу, оставившего потомкам подробнейшие описания, составленные превосходным литературным языком.

ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ СУНЬ ЛУТАНА

"Что такое "искусство Пути" в деле: в сознании все пустотно-неосязаемо, без усилий попадаешь в точку, без раздумий постигаешь правду, вольно следуешь срединному пути и ко времени выказываешь его. В кулачном искусстве нет кулачного искусства, в воле нет воли. Где нет воли - там подлинная воля. Когда сознание не имеет своего сознания, тогда сознание пустотно. Когда в теле нет этого тела, тогда тело пустотно. Вот что древние называли: "пустое - а не пустое, не пустое - а пустое. Такое зовется подлинной пустотой". Хотя это пустота, она предельно действительна и предельно подлинна. Если вдруг противник нападает на меня, в моем сознании вовсе не возникает желание ударить его. Я лишь следую его намерению и откликаюсь на него. В каноне кулачного искусства говорится: "Покой - это основа, а движение - способ ее применения". Это значит, что, пребывая в покое и не двигаясь, я откликаюсь на все воздействия и постигаю все вещи изнутри. Моя правда есть то, что не может быть и не может не быть".


Источник : http://budovideo.ru/2007/04/29/sun_lutan.html




логин:
пароль: