Ли Цуньи

Большим другом Ли Цуньи был мусульманин, мастер Ма Фэнту - патриарх одного из самых мощных стилей ушу тунбэйцюань ("Стиль сквозной подготовки"), в который в качестве составных частей входили стили пигуацюань, бацзицюань ("Стиль восьми пределов"), чоцзяо ("хлещущих ног"). Синъицюань оказал такое влияние на Ма Фэнту, что в его школе стали изучаться немало принципов и даже приемов из синъицюань, например, сюда вошли все приемы "пяти первостихий", а известный стиль бацзицюань перенял многое из динамики передвижений и ударов синъицюань. В 1911 г. Ли Цуньи вместе с Ма Фэнту основал в Тяньзцине Всекитайское общество бойцов ушу и начал преподавание хэбэйской ветви синъицюань всем желающим.
В сентябре 1918 г., когда ему было уже за семьдесят лет, Ли Цуньи согласился участвовать в поединке с русским бойцом Кантором, который не сумел продержаться против китайского мастера и нескольких минут.
Ли Цуньи преподавал в легендарной Ассоциации Цзинъу - "Чистых боевых искусств" - первого в мире общества по комплексному изучению боевых искусств, основанного еще в 1909 г. В те годы Ассоциация Цзинъу собирала вокруг себя лучших мастеров Китая, ее поддерживал сам первый президент Китайской республики Сунь Ят Сен - большой поклонник ушу. Ассоциация видела свою задачу в сохранении и передаче в чистом виде традиций школ ушу, в поддержке известных мастеров. В Ассоциации сложился удивительный духовный климат. Какое-то время там преподавал сам Сунь Лутан, и одним из направлений деятельности Ассоциации стала пропаганда синъицюань.
Синъицюань обогатил своей теорией и арсеналом многие известные стили, например, тайцзицюань, багуачжан, тунбэйцюань, бацзицюань. В некоторых школах он слился со стилем мицзунцюань. Мастер мицзунцюань Цзян Жунцзе некоторое время обучался у Ли Цуньи и стал даже его ближайшим учеником. Сейчас у этих стилей много общего - передвижения, чередования "открытых" и "закрытых" фаз, динамика движений, энергетическая работа, способы выброса силы.
ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ ЛИ ЦУНЬИ
"Покой - это сущность кулачного искусства, а движение - это способ его применения в деле. Когда мы пребываем в покое и не двигаемся, мы в чувствах своих можем объять весь мир. Когда тело наше расковано, дух сосредоточен в Киноварном поле, внутреннее и внешнее собраны в Единой энергии, а взор наш обращен вовнутрь - вот это и есть существо кулачного искусства. Когда же мы переживаем превращения твердого и мягкого, прямого и кривого, пустого и наполненного, когда мы движемся вверх и вниз, вперед и назад - это и есть применение искусства в деле. Но все эти перемены свершаются не нами, а благодаря тому, что действует наш противник".Источник: http://budovideo.ru/2007/04/29/li_cuni.html